В большинстве случаев свои сюжеты она черпала из жизни городских низов, то есть тех самых людей, которые заполняли кинотеатры в начале века. Сблизившись с нравоучительной лубочной литературой, ранняя кинематографическая мелодрама стремилась иллюстрировать прописи буржуазной морали. Зарубежные историки кино, в том числе самые передовые, такие как Ж. Садуль и Л. Джекобе, видят в обращении ранней кинематографической мелодрамы к изображению жизни бедноты, в якобы сочувственном ее отношении к тем бедствиям, которые постигают простых людей, признак ее прогрессивности, демократической направленности. На самом деле все обстояло совершенно иначе: сочувствие к трудностям жизни простых людей было только необходимой маскировкой антинародной, буржуазной направленности документальных фильмов онлайн, так же как и мелодрамы театральной, так же как и лубочной литературы, издаваемой специально «для малых сих». Это с полной очевидностью доказывают сохранившиеся ранние киномелодрамы и опубликованные в каталогах производственных и прокатных фирм тысячи либретто. Реакционная сущность ранней кинематографической мелодрамы была совершенно верно определена в одной из первых работ, посвященных кинематографии, статье критика-большевика Г. Цыперовича, опубликованной в 1912 году.